Интересно, многие ли смогут сходу сказать, какой город, столица региона, находится между Волгоградом и Пятигорском - с севера на юг, и между Ростовом-на-Дону и Астраханью - в запада на восток?) Лично у меня этот вопрос ещё недавно вызвал бы задумчивость. И немудрено, регион там с не совсем обычной историей, а его столица - один из самых малочисленных республиканских центров с, на мой взгляд, очень красивым названием - Элиста. Добро пожаловать в центр буддизма Приволжской степи - Калмыкию! История этого народа сильно отличается от историй многих южных соседей. В первую очередь тем, что на территории современной России они появились в историческом масштабе совсем недавно - в 16-17 веках, перекочевали из Джунгарии, региона на стыке Казахстана, Монголии и Китая, в поисках новых земель для своих пастбищ, а так же из-за всяческих распрей между власть имущими. Перекочевали они, освоились в степях между Волгой и Азовским морем, официально задружились в 1608 году с Василием Шуйским, жили себе вассально, периодически участвую в военных мероприятиях на стороне России, а с 1630х годов даже основав своё Калмыцкое ханство. Однако шло время, народу вокруг и внутри ханства становилось больше, власти Российской империи не особо приветствовали буддизм, стараясь насадить калмыкам православие. Ещё важный момент, что калмыки - животноводческие кочевники, в основном разводили овец, и кушать огромное поголовье хотело много и регулярно. В итоге в 1771 году больше половины народа взяло и ушло обратно в Джунгарию, и ханство перестало существовать. Земли перешли в состав Астраханской губернии, а народ отчасти подчинился требованиям властей России. В 1846 году император Николай I издал указ «О заселении дорог на калмыцких землях в Астраханской губернии». В первую очередь для улучшения логистики, а так же для наведения порядка. Если коротко, калмыкам сказали примерно следующее: "Ребята, хватит по кустам шарахаться, давайте мы вам поможем земледелие освоить, и будете жить, как люди". Дали всяческие налоговые послабления и бонусы, переселявшихся туда из Центральной России крестьян освобождали на несколько лет от налогов и даже субсидировали. Так в 1865 году появилась Элиста, от калмыцкого "Элст" — "песчаный". Город, правда, рос очень медленно, к моменту становления СССР население не дотягивало даже до 10 тысяч. Во время Войны немцы городок заняли на несколько месяцев и, уходя, почти целиком разрушили, так что и без того скудное архитектурное разнообразие практически обнулилось. Развитие региона активно началось с 60х годов, пошла добыча нефти и газа, а уже в постсоветской России окреп исконный буддизм, который за все эти века так и не смогли победить. Сейчас в республике проживает около 270 тысяч человек, из которых в Элисте - чуть больше 100 тысяч. Основные достопримечательности Элисты - современные сооружения в буддийском стиле. Любоваться которыми нам постоянно мешали... козявки. Совершенно натуральные козявки, а точнее - ильмовый листоед из подсемейства козявок. На фото ниже один такой сидит на мне. А там, где аллея и красивые ворота, видно, что деревья справа полупрозрачные. При том, что на дворе конец июля, ни разу не осень. Их просто скушали эти коварные жуки, которые, хоть и не кусают людей, но постоянно в тебя утыкаются и норовят куда-нибудь залезть. На билборде магазина "КОРЕАНА" хорошо видно, сколько их, и так практически во всём центре города. Чем оказалась для нас Элиста лучше многих - так это возможностью попробовать национальную кухню. Практически первый попавшийся центральный ресторанчик со странным названием "Чиполлино", выполненный при этом в совершенно местной степной тематике, обрадовал наличием в меню не только местных блюд, но и "кккомбо!" - сразу всем "обедом кочевника", который на последнем фото и представлен. 6 небольших чеплашек. Правда, несмотря на разные витиеватые названия, фактически это всё вариации на тему "что ещё можно сделать из барашка". И потрошки там тоже были, да. Половину мы точно осилили) Ещё интересная особенность Элисты - это был единственный регион за эту поездку, где строго соблюдали требование носить маску. Некоторые не только на остановках автобусов в них стояли, но даже просто ходили по улице, в том числе молодёжь. Вообще за эти короткие пару дней народ показался приятным и радушным. В плане языка - официальные вывески и таблички на калмыцком есть, но все разговаривают на русском совершенно без акцента, влияние калмыцкого языка, по крайней мере в городе, явно невысокое. Такой вот интересный островок буддизма посреди огромной южной степи.

Теги других блогов: история культура Калмыкия